Вы здесь

Историческая справка

         Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.

        Изначально на министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой. 
 
        Первым министром юстиции – генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.
 
        В истории российской юстиции было немало выдающихся имен, которыми гордится страна. Например, под руководством известного государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского служащими императорской канцелярии и министерства юстиции была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов. Дело Сперанского было продолжено, и сегодня соблюдение единства правового пространства на территории всей страны, кодификация, разработка, юридическая оценка и «согласование с существующими законами» множества новых законов и иных нормативных правовых актов по-прежнему одно из приоритетных направлений в деятельности органов юстиции России.
 
       Роль министерства была определяющей в судебной реформе 1864 года. Реформа, по оценкам большинства отечественных и зарубежных историков и правоведов, была прогрессивной. Она была не просто успешно подготовлена, организована и проведена, но положила начало всей системе правосудия в ее современном виде и стимулировала развитие важнейших правовых институтов общества, таких, как адвокатура, суд присяжных, etc. Не случайно сегодня в России День юриста отмечается 3 декабря (20 ноября по старому стилю) – в день, когда в России была принята серия судебных уставов и других законодательных актов, ставших основой всей реформы. В этой связи следует особо подчеркнуть, что деятельность органов юстиции – говорим ли мы о законотворчестве или о судебной реформе – всегда характеризовалась особым вниманием к правам человека.
 
        Колоссальная работа была проделана Министерством юстиции Российской империи в организации системы исполнения наказаний. 13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление – «с целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».
 
Наконец, с XIX века министерство юстиции активно занималось международной деятельностью, защитой прав и интересов государства и частных лиц за рубежом. Это направление также актуально и сегодня.
 
       В XIX веке министерство юстиции и прокуратура составляли по сути единую структуру, во главе которой стоял Министр юстиции, он же – Генерал-прокурор Правительствующего Сената. На местах надзорные функции исполняли прокуроры губерний. Соответственно, территория современного Башкортостана, входившая в Оренбургскую (а с 1865 года – в Уфимскую) губернию, была под надзором прокурора Оренбургской губернии и губернских стряпчих.
 
      После революции 1917 года министерство было преобразовано в народный комиссариат юстиции. Однако основные цели и задачи остались прежними. Так, например, заметное место в деятельности наркомата занимало создание нового законодательства. Учитывая важность задачи – советскому государству нужны были не только советские законы, важно было организовать, подчас с нуля, действенную систему правоохранительных органов и правоприменения – с 1928 года наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики.
 
       В Башкирской АССР становление и развитие стройной системы правоохранительных органов произошло позже, чем в Москве. Как известно, на территории современного Башкортостана шла гражданская война, и Уфа переходила от «красных» к «белым» и обратно. Так, отдел юстиции в Уфимском губернском исполнительном комитете был создан 4 декабря 1917 года, его возглавил социалист-революционер И. Ф. Благин. Затем, 8 января 1918 года Уфимский губревком своим решением упразднил старые органы прокуратуры и суда и образовал коллегию губернского отдела юстиции. В нее вошли комиссар юстиции Благин и пять судей. Новые органы юстиции начали заниматься судоустройством, но в конце 1918 года Уфу заняли войска адмирала Колчака. «Белые» немедленно восстановили прежнюю структуру власти, но уже 31 декабря 1918 года Уфа снова была занята «красными». Комиссаром юстиции был назначен коммунист В. Д. Галанов.
 
       18 февраля 1919 года был учрежден Народный комиссариат юстиции Башкирской республики. Он состоял из коллегии, общего отдела, отдела судоустройства и надзора, следственного и карательного отделов. Низовым структурам Народного комиссариата юстиции – кантонным бюро юстиции – практически отводилась роль органов прокуратуры на местах. Народный комиссар юстиции одновременно являлся прокурором Башкирской АССР. Впоследствии структура органов юстиции и прокуратуры неоднократно менялась, прокуратура и ряд других правоохранительных органов были выделены в самостоятельные ведомства, но общность целей, главной из которых является соблюдение законности в регионе, неизменно сохранялась.
 
Кроме того, народный комиссариат (а впоследствии – снова министерство) юстиции всегда был и оставался тем государственным институтом, который определял развитие отечественной системы права. В системе Министерства юстиции СССР созданы научно-исследовательские и криминалистические лаборатории, Всесоюзный институт юридических наук.
 

 А знаете ли вы...
... что по инициативе министерства юстиции в 1957 году впервые в российском праве в текст Уголовно-процессуального кодекса РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

 
         В 1966 году Министерство юстиции СССР было упразднено, поводом к чему послужили сложные взаимоотношения минюста и судов. А именно то, что с 1936 года минюст и его местные органы имели право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Очевидно, что практику следовало менять с учетом независимости судебной власти. Однако, не таким образом. Радикальность и ошибочность решения об упразднении минюста вскоре стала очевидна, и 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издает указ, положивший начало воссозданию органов юстиции.
 
         После распада Советского Союза министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути укрепления и развития. В конце 2008 года были созданы территориальные управления минюста в их современном виде, включая управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан.
 
        Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.
 
        Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.
 
         Сегодня в структуру Министерства юстиции России входят:
  • 11 департаментов, территориальные управления и государственные юридические бюро в регионах;
  • Уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека – заместитель министра и его аппарат;
  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Федеральная служба судебных приставов;
  • Научный центр правовой информации;
  • Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;
  • Российская правовая академия.
        На всех этапах развития Российского государства Минюст выполняет свое главное предназначение —
способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.

 

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).